Аллюзия на эссе Альбера Камю

photo_2017-12-27_23-22-55

Ты лучше, чем Ничто.

Верней: ты ближе и зримее.

Й. Бродский «XIV Бабочка»

 

Артемида закладывает стрелу и натягивает тетиву серебряного лука. Есть ли смысл в сущем? «Да, Нет, прямая линия, цель». Острые стрелы достигают сердцевины живого: «все рожденное стремится умереть». В живое пред-Полагается скрытый смысл, иначе какое удовольствие от охоты на нон-Сенс? «Тайная гармония лучше явной». Жизнь угасает, сосновый факел светоносной богини затухает, серебряный лук пре-Вращается в звенящую лиру, охота при свете луны в священной роще – в танец с прекрасными нимфами на берегу ручья.

Смысл ищут, теряют, находят, привносят, предписывают, конструируют, раскрывают, не видят и уничтожают. Все действия над смыслом совершаются в жизненном театре теней. Человеку положено искать, смыслу, как тени ускользать. Умелые ловцы смысла создают метафизику света.

Вопрос о смысле жизни – вопрошание о Наилучшем для человека. «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема» – «проблема наилучшего».

– «Что же наилучшее?»

– «Забота о своей душе! Аутогнозис», – усмехается Сократ, прикасаясь к древним надписям на стенах Дельфийского храма.

– «Лучше бы тебе и вовсе не родиться», – хохочет старый Силен. Пойман царем Мидасом, он нивелирует сам поиск наилучшего в жизни, рассуждения человека о смысле. Наилучшее – вне жизни, оно доступно богам. Человек же не может встать вне жизни. Он не может быть, как боги, По-ту-Сторонним. Раскрывая тайну молчаливых стен дельфийского храма он становится По-Сторонним. Разрушается гармония, возникает нескладность (apodos) из хаоса еле слышных (surdus) несовместимых звуков. Поиск наилучшего зашел в тупик, мир не наделен слухом, он не настроен воспринимать музыку познания. Из духа дисгармонии и нечувствительности рождается абсурд (absurdus).

«Мир молчит, мы познаем лишь стены», холодные стены храма. Человек пишет на них смыслы, созданные им, понятые им, отвергнутые им. Это постоянное возвращение смысла, наполнено смыслом. Смысл становится процессом, действием, способом жизни. Осознавая, что музыку мир не услышит, Человек без надежды продолжает играть для самого себя, самому себе. Ясность по-прежнему привлекает его. В музыке самопознания он «выходит за свои пределы», осознавая их, преодолевая их. Его мелодия становится тем прекрасней, чем меньше он тревожится о дистанции с миром. И на звуки этой чудесной мелодии откликается другой человек. «Человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире». Его цели вовне. В нашем мире, мире текстов, звуков, речи, смысл обретается в диалоге с другим, через другого, благодаря его заботе. Paresia.

Хохот Силена смолк.

Наилучшее – быть услышанным.

 

* Генеалогия цитат и аллюзий: Гераклит, Платон, Ницше, Камю, Сартр, Фуко, Бродский.

2 thoughts on “Аллюзия на эссе Альбера Камю

Leave a comment

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.